Февраль 29, 2020

«Застой» против «Стабильности» — 3

Чем различаются «мастера культуры» брежневской эры от их теперешних коллег? Ну, хотя бы тем, что 1-ые могли создавать шедевры мирового уровня


Коллаж © KM.RU

В первых 2-ух частях (1, 2) была дана попытка сопоставить экономические заслуги восемнадцатилетней брежневской «застойной» эры с крайними 30 годами новейшей Рф. Как и следовало ждать, приемущество СССР периода 1964-1982 гг. по почти всем пт оказалось подавляющим.

Может, в культурном отношении РФ смогла затмить «застойный» Альянс, ведь опосля 1991 года пропали худсоветы, цензура и остальные препоны, «душившие» творческие порывы?

К слову, а так ли уж очень те же худсоветы влияли на идею и сценарии русских кинофильмов? Возьмем для примера фаворита кинопроката 1975 года кинофильм «Афоня». В своё время этот кинофильм поглядело наиболее 60 миллионов человек, а с учетом телепоказов, ещё больше.

Потому детально раскладывать по полочкам сюжет не имеет смысла, его и так почти все помнят. Стоит лишь отметить, что основной герой – сантехник Борщов — любит закладывать за воротник в рабочее время, дурачится клиентов, часто попадает в милицию и совершенно весьма не много соответствует плакатному виду строителя коммунизма. Точнее, совершенно ему не соответствует, потому что местами смотрится реальным маргиналом.

Наиболее того, в этом кинофильме звучит песня группы «Машинка времени», про которую не один раз различные музыкальные критики гласили, что, мол, группа с трудом пробивалась на официальную эстраду, намекая, что её обыденно гнобили окаянные коммунисты и вставляли палки в колеса. Зажимали юных, профессиональных ребят, иными словами. И вдруг в 1975 году фаворитом русского кинопроката становится «Афоня». Не только лишь с пьющим и местами малосимпатичным героем, но ещё и с песней «Машинки времени».

Это кто же разрешил не только лишь выпускать такое бесчинство в прокат, но ещё и растрачивать на кинофильм народные средства? Да худсовет и разрешил. И что случилось? Да ничего не случилось – «Афоня» признается чуть ли не наилучшим фильмом режиссера Г. Данелия, у «Машинки времени» прибавилось поклонников, а русский зритель интенсивно проголосовал за кинофильм рублем, и он собрал неплохую кассу.

Может, мощных соперников у «Афонии» в 1975 году не было, вот все валом и валили конкретно на этот кинофильм, за неимением наилучшего? Вроде бы не так.

В 1975 году в прокат вышли такие киноленты, как «Табор уходит в небо», «Раба любви», «Они сражались за Родину», «Звезда пленительного счастья» — и это лишь те, которые на слуху. А спецы по русскому кино наверное припомнят ещё с десяток мощных картин.

И весьма похоже на то, что в одном лишь 1975 году вышло столько ярчайших и самобытных кинофильмов, ставших беспрекословной классикой и явлением в российском синематографе, сколько не выходило в РФ за 5, а может, и наиболее лет.

Что-то трудно припомнить хотя бы пару кинофильмов, сравнимых с вышеназванными по художественным плюсам. Ну не ассоциировать же «Они сражались за Родину» со всякими «сволочами» и «штрафбатами»?

Похожая картина наблюдается и в литературе: у нас закончили издаваться новейшие шолоховы и бондаревы, зато возник целый выводок детективщиков, клепающих по три-четыре «книжки» в год. Издается много таковой «литературы», для которой самым пригодным словом будет — «макулатура».

Ещё в конце 80-х годов сделалось ясно, что кино и литература быстро преобразуются в некоторую разновидность фаст-фуда, и не много того, что к нам хлынула западная масс-культура, так ещё и российские деятели стали снимать такую чернуху, за которую не взялись бы даже в студенческие годы. Киноленты или про интердевочек, или про бандитов, или про страхи коммунизма.

Страна с богатейшими культурными традициями, подарившая миру лишь в ХХ веке нескольких выдающихся писателей и режиссеров, под занавес столетия напоминала какую-то выгребную яму. Самый читающий в мире люд уткнулся в желтоватые газетенки, «мастера культуры» снимали и писали не «Тихий Дон», а ведали о бандитских разборках и путанах.

Логично, что весьма стремительно Наша родина оказалась неконкурентоспособной и обыденно не могла ничего отдать миру. Если в «застойные» годы русской литературой и кино интересовались на Западе, и не только лишь там, то на данный момент перевод книжки какого-либо русского создателя на три языка считается неплохим показателем. Как и второстепенный приз, приобретенный каким-либо русским фильмом на таком же второстепенном фестивале. А уж грезить о «Оскаре» на данный момент можно так же, как грезить о посадке на Марсе, хотя во времена «застойного» СССР высшая заслуга Американской киноакадемии два раза доставалась русским фильмам. А если посчитать кооперативный советско-японский кинофильм «Дерсу Узала», то и три раза.

За всю постсоветскую эру «Оскар» достался российскему кинофильму всего один. Было это в 1994 году, приз получил «Утомленные солнцем» Н. Михалкова. С того времени ни одному нашему режиссеру южноамериканские киноакадемики больше не благоволили. И их полностью можно осознать, даже если откинуть политизированность премии «Оскар». Награждать вправду некоторого.

Вот и выходит, что худсоветов больше нет, цензуры нет, «товарищ майор» из Первого отдела за тобой не приглядывает – снимай, что душе угодно. Ну, либо спонсорам. Лишь ах так начинаются новогодние празднички, на телеэкранах сплошь и рядом старенькые русские киноленты, почти все родом из брежневского «застоя».

Если на этот же «Москва слезам не верует» валом валил люд – наиболее 90 миллионов зрителей, — то посещаемость фактически хоть какого современного российского кинофильма, даже отлично распиаренного, в наилучшем случае, это ползала. А если почитать зрительские отзывы на различных киносайтах, так часто можно услышать, что в Рф обычное кино снимать не могут. Утверждение, естественно, спорное, но кинофильмов калибра, как «Война и мир», «Москва слезам не верует», вправду что-то не припоминается.

А с литературой все ещё ужаснее – новейшие толстые и достоевские если и покажутся, то ещё не факт, что сумеют пробиться к читателю. Сейчас на их пути стоит заслон посуровей худсовета – рентабельность. Которая мгновенно забракует всякую «Анну Каренину».

Очевидно, тупо было бы гласить о том, что в брежневские времена была полная свобода творчества. Часто и киноленты на полку убирали, и в стол почти все писали. Но те киноленты, которые все-же выходили в прокат, не только лишь собирали неплохую кассу, но весьма нередко разбирались на цитаты и становились культовыми.

Кассовый, принятый зрителем «на ура» кинофильм, в СССР был кое-чем само собой разумеющимся. А на данный момент кинофильм считается удачным, если хотя бы окупается в прокате. Режиссер, как и сценарист, о этом понимает и старается сделать конкретно коммерчески удачный продукт, а вот в брежневскую эру во главу угла ставилась творческая составляющая. И даже не идеология, по другому не возник бы этот же «Афоня» — красивый кинофильм, но не соответственный на 100% идейным нормам.

Но похождения радостного, любящего испить в рабочее время любителя финской сантехники были рассказаны так профессионально, что просто должны были покорить хоть какой худсовет и остальные надзирающие органы. К тому же история Афонии была рассказана честно, а зритель либо читатель постоянно ценил и будет ценить конкретно честность. И мгновенно распознает всю ту фальшь и неискренность, которая ощущается в насквозь коммерческих фильмах. Это когда со зрителей берут средства за прекрасную картину и большой звук, в то время как в русских фильмах ещё была и душа.

Умение создать такие киноленты российским синематографом фактически навечно утеряно, режиссеров и сценаристов, способных прочуять эту самую сердечность, в наилучшем случае, можно перечесть по пальцам. Да что там гласить, даже таковой мэтр российского кино, как Никита Сергеевич Михалков, на данный момент не сумеет снять кинофильм с таковым духовным заполнением, какие снимал юный режиссер Никита Михалков.

Похоже на то, что брежневская эра просто была невообразима без сердечности, которая была у всего народа и которую просто должны тонко ощущать «мастера культуры». Они и снимали тогда киноленты о народе и для народа, а не для кинопрокатных компаний.

К огорчению, в эру «стабильности» именно эта сердечность фактически пропала. На данный момент остальные ценности, ориентиры и ценности, к которым сердечность не относится.

Потому навряд ли покажется что-то уровня «Судьбы человека», «Летят журавли», ну и «Брат-2», похоже, уже недосягаемая планка. Наша родина эры «стабильности» рискует совершенно не бросить следа в мировой культуре, чего же не скажешь про эру «застоя», во время которой возникли 10-ки кинофильмов, ставшие мировой классикой, были написаны 10-ки книжек, продолживших традиции величавой российской литературы, выросла целая плеяда восхитительных актеров, режиссеров, композиторов и т.д.

Брежневскую эру можно именовать и обзывать как угодно, но конкретно по снятым в то время фильмам и написанным книжкам можно будет осознать, какая эта была страна – СССР — и что за люди в ней жили. И выяснится, что это была не та страна, про которую говорят нашим гражданам все крайние 30 лет.

Что по улице мог ходить беспечный сантехник Борщов, а не ездили темные воронки, хватая всех, кто в джинсах либо с длинноватыми волосами. Что дама могла управлять созданием, как это показано в «Москва слезам не верует», и что в СССР был секс. И самое основное, выяснится, что брежневский Русский Альянс хоть и не был волен от идейных шор, но все таки был довольно вольной государством, раз там выходили книжки и киноленты, в каких высмеивались некие публичные пороки.

Конкретно в СССР выходили сатирический журнальчик «Крокодил» и киножурнал «Фитиль», исчезнувшие в постсоветское время, когда сделалось не до хохота. Ну и хоть какой, кто поглядит киноленты эры «застоя», усвоит, что несвободные люди снимать такое не могли и что, сколько ни обливай Русский Альянс помоями, весьма просто выяснится, что за 30 постсоветских лет Наша родина так и не смогла приблизиться к РСФСР ни по почти всем экономическим показателям, ни по научным, ни по культурным тоже.

И самой читающей государством в мире она, как досадно бы это не звучало, тоже никогда не станет…

Читайте также:

«Застой» против «Стабильности»
«Застой» против «Стабильности» — 2

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.